Легенды Марий Эл: в годы войны здесь работал Сергей Вавилов

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных предстоящему 100-летнему юбилею Республики Марий Эл.

Великого ученого Сергея Вавилова привела в Марий Эл война.

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных предстоящему 100-летнему юбилею Республики Марий Эл.
Сергей Вавилов. 1945 г. Фото из музея ПГТУ

В ряду лиц, составляющих гордость России, Сергей Иванович Вавилов занимает одно из почетных мест. Он был широко известен не только в научном сообществе «Страны советов», но и далеко за ее пределами. Его относительно короткая, но яркая жизнь длиною в 60 лет вместила в себя важнейшие научные открытия, достижения, высокие заслуженные звания и награды... Но не только.

Президент Академии наук СССР, лауреат Государственных премий страны, председатель Всесоюзного географического общества, первый председатель Всесоюзного общества по распространению политехнических и научных знаний, первый председатель Всесоюзного общества «Знание», главный редактор второго издания Большой советской энциклопедии, научный руководитель двух вузов – Государственного оптического института (г. Ленинград) и Физического института Академии наук (г. Москва)... И это еще не все обязанности, возложенные на С.И. Вавилова, с которыми он, не считаясь ни с чем, успешно справлялся.

Вот как рассказывает о рабочем режиме С.И. Вавилова его коллега, советский радиофизик, академик Б.А. Введенский: «Вспоминается, как Сергей Иванович отзывался о десятичасовом дне чуть не как об отпускном режиме, ибо сам работал существенно больше десяти часов в день. Так было не только во время Великой Отечественной войны...» Кстати, о войне. Войну ожидали, и все же она обрушилась внезапно. Враг быстро приближался к Ленинграду и Москве, сея смерть и разрушения. Чтобы сохранить материальные и духовные ценности, а также кадры ученых крупнейших научных учреждений, было решено эвакуировать Государственный оптический институт из Ленинграда и Физический институт Академии наук из Москвы. 

Сергей Вавилов – директор Государственного оптического института в эвакуации в Йошкар-Оле. 1943 г. Фото из музея ПГТУ

Сотрудник ГОИ А.В. Луизов вспоминал: «Через полтора месяца после начала Великой Отечественной войны мы узнали о решении эвакуировать наш институт из Ленинграда. Куда мы должны выехать? Куда-то за Волгу, в Йошкар-Олу. Однако это не обрадовало нас: в таком маленьком городе сможет ли развернуть работу наш институт? Прибыли в Йошкар-Олу. Разместились в здании лесотехнического института. Обновили электропроводку, аудитории разделили на небольшие лабораторные комнаты. Потеснились в своих квартирах горожане, и всем работникам института нашлась жилая площадь. Многие йошкаролинцы стали работать в институте, в его отделах, мастерских».

Уточним, что лабораторное и механическое оборудование разместили, в основном, в конце августа – начале сентября в здании Поволжского лесотехнического института по улице Советской 92, а вспомогательные цеха – столярный, водопроводный, ремонтно-механический и другие – в помещении бывшей детско-технической станции. Сергей Иванович Вавилов с женой Ольгой Михайловной в Йошкар-Оле жили в доме по улице Волкова, 155 (на этом доме есть мемориальная доска: «В этом доме с 1942 по 1944 годы жил академик Сергей Иванович Вавилов»). Их сын Виктор остался в Ленинграде, где служил, он и его боевые товарищи обороняли героический город на Неве.

В Йошкар-Оле для нужд ГОИ был построен стекольный заводик, где изготовляли различные виды оптического стекла, большую часть которого отправляли на шлифовку в Казань, куда, кстати, был эвакуирован Физический институт. В столице Марийской АССР вместе с Вавиловым жили и трудились восемь профессоров, 12 докторов наук, 30 кандидатов наук. 

Семья Вавилова в Йошкар-Оле. 1942 г. Фото музея ПГТУ

Обстановка для научных исследований во время пребывания обоих институтов была неблагоприятной. В лабораториях очень тесно, оборудования и материалов для исследований не хватало. В жилищах эвакуированных сотрудников было также тесно, они нуждались в топливе, продовольствии. Это сказывалось, конечно, на работе, но жалоб не было.

В этих сложившихся условиях ученые, тем не менее, пересмотрели тематику своих исследований, придали им резко выраженный оборонный характер. Это было сделано в кратчайшие сроки под руководством Сергея Вавилова. Основной задачей группы ученых Государственного оптического и Физического институтов было обеспечение нужд Ленинградского и Балтийского флотов. На самом деле, все, что делали коллективы ГОИ и Физического института, полностью работало на фронт, повышая боеспособность защитников родины, помогая бить фашистов, приближая час победы над ненавистным врагом. 

Вавилов и в эвакуации руководил обоими институтами, разделенными большим расстоянием, которое нелегко было преодолевать в условиях военного времени. Академик А.А. Лебедев писал о Вавилове: «Особенно глубокое впечатление производила на нас та непреклонность, с которой он в период Отечественной войны совершал частые поездки по железной дороге из Казани, где находился Физический институт, в Йошкар-Олу, где был оптический. Его ничто не могло остановить: ни переполненные вагоны, в которых иногда всю ночь приходилось стоять, ни томительное ожидание поезда, редко ходившего по расписанию и часами простаивавшего на станциях или даже между ними, «набирая пары». Удивительно было видеть в этом хрупком на вид человеке такую волю, роднившую его с нашими воинами-героями, которые насмерть стояли перед лицом врага, защищая свою Родину».

Эти регулярные поездки не проходили даром: Вавилов часто хворал. Однажды он тяжело заболел – у него одновременно случился инфаркт и воспаление легких. Кое-как ему удалось подняться на ноги и снова взяться за работу, хотя до полного выздоровления было далеко. 

Коллектив лаборатории научной фотографии. 1943 г. Фото Из музея ПГТУ

В 1943 году Вавилов назначается уполномоченным Государственного Комитета обороны. В течении двух лет он осуществляет координацию работ по военной оптике, для чего неоднократно ездил в Москву. Объединенными усилиями ученых ГОИ и ФИАЛ в годы войны были сделаны научные открытия и изобретения, способствующие эффективности боевых действий советских воинов (в активе ученых было свыше 70 оптических образцов).

Это длиннофокусные и светосильные объективы для аэросъемки; применение оптики ГОИ в артиллерийском и боевом оборудовании танков; перископический прибор для фотографирования вражеских позиций из глубины траншей и окопов; фотообъективы, названные в честь марийского озера «Таир» и «Телемар» (т.е. телескопический марийский); оптическая установка для ведения прицельного огня в ночное время; полевой фотоувеличитель; люминисцентные лампы для подводных лодок; спецтралы для подрыва на безопасном расстоянии акустических мин и средства светомаскировки; светящиеся покрытия для приборных щитов самолетов, прожекторные установки…

Лучшие труды ученых ГОИ были выдвинуты на соискание государственных премий. Стал лауреатом государственной премии и Сергей Вавилов – основатель советской научной школы физической оптики, директор ФИАИ. К этому следует добавить, что выдающийся ученый был обладателем четырех государственных премий СССР, последнюю премию ему присудили в 1952 году посмертно. А еще родина удостоила его двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

Несмотря на высокое положение, большие звания и награды, Сергей Иванович был скромен, прост и доступен, Держался он со всеми естественно, без всякого высокомерия, искренне. Приходя на работу, с каждым здоровался за руку – с профессором, механиком, уборщицей, к каждому обращался по имени, отчеству. Вавилов глубоко и нежно любил своего сына Виктора, радовался его способностям, успехам в школе, мечтал со временем привлечь сына к своим исследованиям.

После окончания школы и поступления в университет Виктора призвали в армию. В это время разразилась война с Финляндией, и он оказался у самой границы. А когда началась Великая Отечественная война – снова попал на фронт, в блокадный Ленинград. Летом 1942 года Виктора Вавилова направляют в Военно-воздушную академию. А она... оказывается в Йошкар-Оле. Родители радовались, хотя и переживали – дорога из Ленинграда в тыл была сопряжена с опасностями…

В один из дней Сергей Иванович находился по делам в Казани и вдруг на улице столкнулся с сыном. Когда оба пришли в себя, отец сказал Виктору, чтобы он после приезда в Йошкар-Олу не сразу показался матери, пусть лучше его первой увидит домработница, она и подготовит маму. Однако Ольга Михайловна выскочила из комнаты на неожиданный крик Наташи...

После восьмилетней военной службы Виктора демобилизовали в 1946 году, и он вновь стал студентом Ленинградского государственного университета. После окончания физического факультета поступил на работу в ГОИ. После смерти отца Виктор Сергеевич переехал в Москву, где перешел на работу в ФИАН. Со временем защитил докторскую диссертацию, стал профессором МГУ, но продолжал трудиться в Физическом институте. Таким образом, мечта Сергея Ивановича видеть сына преемником его дел в какой-то степени сбылась…

С.И. Вавилов – автор четырех больших томов, вошедших в собрание сочинений по самым различным вопросам оптики, истории науки. Будучи в Йошкар-Оле, он написал немало научных статей, ряд монографий, посвященных оптическим трудам, выдающимся ученым – Ломоносову, Галилею, Ньютону и другим.

В 1943 году вышла самая крупная работа Вавилова о великом англичанине – биографическая и научно-популярная книга «Исаак Ньютон». Эта книга стала одной из лучших биографий гения точного естествознания. В 1945 году она вышла вторым изданием, затем была переведена на румынский, венгерский, немецкий языки, ее издали в ряде стран.

Кстати, в 30-е годы Сергей Иванович, как директор ФИАН и как научный руково дитель ГОИ, посетил многие оптические лаборатории и заводы Парижа, Берлина, Варшавы, Вены, Милана, Рима, Флоренции... Здесь он не только знакомился с методами организации научной работы, но и выступал с лекциями, докладами о достижениях советской науки, знакомил иностранных коллег с постановкой теоретических и экспериментальных исследований по физике в СССР.

Ушел из жизни Сергей Иванович 25 января 1951 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о нем в Поволжском государственном технологическом университете с 1996 года проводятся Вавиловские чтения, которые со временем обрели статус международных научных чтений. Кроме этого, установлена мемориальная доска в память об академике Вавилове на стене главного корпуса вуза. Одна из улиц Йошкар-Олы носит имя выдающегося физика-оптика. В Республике Марий Эл также была учреждена Государственная премия в области промышленного производства, транспорта и связи им. Вавилова.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру