Как рождался аэропорт Йошкар-Олы

Биография йошкар-олинского аэропорта: от аэроклуба имени Наты Бабушкиной к регулярным пассажирским рейсам.

Сейчас, когда аэропорт Йошкар-Олы поднимается с ковра после нескольких тяжелейших нокаутов подряд, предлагаю вспомнить, каким он был 40, 50 и 60 лет назад.

Биография йошкар-олинского аэропорта: от аэроклуба имени Наты Бабушкиной к регулярным пассажирским рейсам.
Старый аэропорт. Фото Сергея Кириллова

Предыстория. В сборнике «Марий Эл: годы, события, люди» историк Василий Востриков пишет, что рейс Йошкар-Ола – Горький – Москва открылся в 1962 году. Это ошибка. Опираясь на статью Н. Яндуллина «Почтово-пассажирский у авиалиний» (//Марий коммуна – 1958. – 1 июня) утверждаю, что впервые на регулярной основе этот рейс был осуществлен на четыре года раньше – в 1958 году.

Осуществлял его полученный Советским Союзом по ленд-лизу самолет «Дуглас». Чаще всего именно такой самолет мелькает в фильмах про Великую Отечественную. В российской классификации он больше известен как ПС-84 и ЛИ-2 от фамилии советского инженера Лизунова, который занимался его модернизацией.

Переоценить значение этого рейса невозможно. Без авиации сидящая в лесах и болотах Марий Эл была полностью отрезана от внешнего мира. Сохранилось постановление Совета министров Марийской АССР от 3 апреля 1960 года «О закрытии автомобильных дорог республики на период весенней распутицы 1960 года». Более того, еще нет не только дамбы через Волгу, но и моста через Большую Кокшагу. Он будет введен в строй лишь в последнюю декаду ноября 1985 года.

Первый разговор о том, что Маробласть, как мы тогда назывались, пора вовлекать во Всесоюзную сеть аэролиний, состоялся еще в июне 1931 года. На совещании представитель Москвы настаивал, что это необходимо делать как можно быстрее. И уже в 1934 году в Йошкар-Олу действительно прибыл транзитный рейс, следовавший по маршруту Горький – Йошкар-Ола – Ижевск. Выполнял его маленький фанерный самолетик У-2 (впоследствии переименованный в ПО-2). Был он, разумеется, всего лишь грузовым. С этого момента линия, видимо, стала регулярной. Но в мае 1936 года, во время празднования 15-летия МАО, в Йошкар-Оле трагически погибла неоднократная чемпионка, рекордсменка, мастер спорта СССР по высотным затяжным прыжкам с парашютом Надежда Васильевна (Ната) Бабушкина, и финансирование марийского отделения ОСОАВИАХИМа резко сократилось. Регулярное авиасообщение восстановилось уже после Великой Отечественной войны. 

Виктор Лобанов и воспитанники кружка. Фото Сергея Кириллова

В годы войны в окрестностях Йошкар-Олы располагался военный учебный полк тяжелой бомбардировочной авиации, а в пединституте – Ленинградская военно-воздушная академия. Ее физруки, кстати, успели подготовить несколько очень сильных местных спортсменов. В том числе неоднократных чемпионов и рекордсменов МАССР по легкой атлетике братьев Бобковых – Юрия и Геннадия. И хотя на эту тему уже давно опубликовано большое глубокое подробное исследование, по ней все равно продолжают ломаться копья.

Нам из всей этой истории интересен один документ: «Постановление Суженного заседания Совнаркома Марийской АССР» от 13 сентября 1941 года об изъятии земельной площади колхозов Йошкар-Олинского района («Шемер-Вий» – 31,07 га; «Имени Горького» – 24,28 га; «Гркан» – 0,41 га; «Йошкар-Пистер» – 4,28 га и «Пележ» - 0,56 га) под строительство объекта № 602 («Павловский аэродром»). Так рождался Йошкар-Олинский аэропорт.

Уже в 1947 году создается служба санитарной авиации. Ее начальником был врач-уролог С.Г. Охотин. Кроме него на вызовы часто вылетали хирурги Геннадий Николаевич Качмашев и Л.Н. Молчанов, а также врач-терапевт Софья Владимировна Крестникова. Под нужды санитарной авиации было задействовано несколько самолетов ПО-2. Управлять ими доверяли лишь самым опытным летчикам авиаотряда Петрову и Парфенову. Но вскоре в их распоряжение поступили куда более комфортные самолет ЯК-12 и вертолет МИ-1.

В октябре 1958 года в Йошкар-Олу перебазируется 3-я Авиаэскадрилья 148 авиаотряда Поволжского территориального управления Гражданского воздушного флота (ГВФ). Через год, 11 февраля 1959 года усилиями ее тогдашнего начальника Михаила Николаевича Черепанова Совет министров Марийской АССР окончательно передает в ее ведение аэродром «Павловский». Так Павловский аэродром стал гражданским. Но до рождения понятия «Йошкар-Олинский аэропорт» оставалось еще несколько лет.

Осмелюсь назвать шестидесятые эпохой юности Йошкар-Олинского аэропорта, временем его становления на крыло. В конце июня 1961 года взамен уже давно устаревшего морально и физически ЛИ-2 на трассу Йошкар-Ола – Чебоксары – Москва вышел советский самолет ИЛ-14. Также этот самолет совершал рейс Йошкар-Ола – Казань – Куйбышев. По данным 1963 года, время полета до Москвы тогда составляло чуть более трех часов, а стоимость билета – 14 рублей.

В том же 1961 году в Йошкар-Олинском аэропорту начал работать обычным пилотом демобилизованный военный летчик, недавний заместитель командира полка бомбардировочной авиации Виктор Иванович Лобанов. Это был будущий легендарный начальник аэропорта Йошкар-Олы. 

Виктор Лобанов вручает награду. Фото Сергея Кириллова

Впрочем, шестидесятые – это время лишь ближних рейсов. Передо мной летнее расписание 1961 года. Сплошь – ближние, внутриобластные маршруты. Их выполняет вечный труженик АН-2. Знаменитый «кукурузник». Его направления: Шаранга, Горький, Казань Чебоксары, Санчурск, Козьмодемьянск, Юрино, Еласы, Мари-Турек, Хлебниково, Параньга.

1962 год. Построено первое, совсем крохотное здание аэропорта. Оно живо и до сих пор. Стоит примерно в 300 метрах от ныне действующего здания. Только сегодня оно, увы, заброшено и выставлено на продажу. Новое здание появится лишь еще через восемь лет, в 1970 году.

В мае 1965-го Йошкар-Ола получила современнейший, мощнейший по тем временам авиалайнер АН-24, и количество и дальность наших рейсов сразу же резко увеличились. Впрочем, это уже совсем другая история.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру