Глобальное похолодание помогло динозаврам обойти конкурентов

202 миллиона лет назад заметное похолодание позволило динозаврам стать успешнее других рептилий.

Глобальное похолодание помогло динозаврам обойти конкурентов
Фото: unsplash

В ту эпоху климат на Земле был совсем другим. В атмосфере содержалось в пять раз больше углекислого газа, чем сегодня, поэтому было значительно теплее. Морозы случались только на полюсах.

В умеренных южных широтах динозавры распространились в триасе, примерно 231 миллион лет назад. К северному полюсу они прибыли 214 миллионов лет назад. При этом динозавры отнюдь не господствовали на планете – в тропических и субтропических регионах лидерство оставалось за другими рептилиями.

202 миллиона лет назад случилось массовом вымирание, названное по границе периодов триасово-юрским. Исчезли именно конкуренты динозавров. Причиной, как полагают американские ученые, стало похолодание, которое затронуло не только приполярные области, но и более низкие широты.

Доказательства ученые нашли в песчаниковых и алевролитовых образованиях, оставленных отложениями на дне древних озер в Джунгарской котловине, пишет InScience. Они сформировались 206 миллионов лет назад. Тогда эта территория находилась примерно на 71° северной широты. Вдоль береговой линии ученые обнаружили следы динозавров. Между тем, в самих озерах исследователи обнаружили большое количество гальки диаметром до 1,5 см. Единственное правдоподобное объяснение наличия гальки вдали от берега – наличие обломков ледового сплава.

С 1990-х годов накапливались доказательства того, что многие динозавры имели примитивные перья, которые могли служить для теплоизоляции. Кроме того, есть убедительные доказательства, что, в отличие от современных хладнокровных рептилий, многие динозавры были теплокровны. Вероятно именно эти особенности позволили им выжить в холодных условиях, а после вымирания рептилий-конкурентов – распространиться по всему миру.

Напомним, недавно мы рассказали о последствиях мощной вспышки на Солнце для землян.